Гамид Алиевич Рустамов

Гамид  Алиевич Рустамов

(1911-1996)

x0038b

   Рустамов Гамид  Алиевич родился в 15 сентября 1911 года в селении Аксай в семье бедняков Али и Изат двенадцатым ребенком. В возрасти семи лет он был отдан в медресе. Но мальчика увлекала не школа, а игры в театр, которым он отдавал все свое свободное время. А свободного времени у ребенка из многодетной семьи было очень мало. Нужда большой, вечно голодной семьи рано вложила в его руки пастушью палку и заставила все детство пасти чужих овец, лошадей, коров. Он был и сборщиком хозяйских фруктов и овощей, и учеником парикмахера, и разносчиком телеграмм.

Вскоре большая семья Рустамовых переезжает в Хасавюрт и Гамида отдают учиться в светскую школу.

Это были годы революции и гражданской войны а Дагестане. Кругом было неспокойно, власть переходила из рук в руки, менялись позиции и силы, хозяева и попечители. Школа, где учился Гамид Рустамов, то работала, то не работала, а жадным до всего, что происходило вокруг, мальчишкам такие незапланированные каникулы были очень кстати, и они использовали их сполна, поглощая всю уличную информацию.

Войны, разруха, голод тяжелым бременем ложилась на бедняков, истощая и добивая их и без того обессиленных и обнищавших. Как гром средь белого дня обрушилось несчастье на семью Рустамовых. В Дагестане свирепствовал брюшной тиф. Заразившись от кого-то и не долго провалявшись в горячечном бреду, скончался Али, оставив без кормильца большую семью с малолетними детьми.

Изат, стойкая, мужественная, храбрая женщина, показала свою жизнеспособность, взвалив на хрупкие женские плечи все тяготы жестокого безвременья и непростые заботы о хлебе насущном для голодных детей.

В 1924 году молодая советская власть, заботясь о детях сиротах зачислила Гамида  Рустамова в числе таких же, как он, в школу-интернат города Буйнакск. Бывшая столица Дагестана Темир-Хан-Шура в те годы являлась культурным центром молодой республики. Здесь были сосредоточенны лучшие кадры Дагестана, отсюда брали старт многие крупные деятели в разных областях образования и культуры. Молодые люди впитывали в себя из этой насыщенной информацией атмосферы много интересного. И Гамид Рустамов- впечатлительный юноша, смотревший во все глаза на то, что происходило, открытый и эмоциональный, готов был объять необъятное, браться за все ,что его занимало. То время было время гигантов, оно формировало личности- яркие, деятельные, смелые и оригинальные.

В 1925 году был объявлен набор на конкурсной основе в театральную студию. Не долго думая, Рустамов пришел в эту студию, которая в 1926 году была преобразована в театральный техникум. Первоначально в студию поступило 100 человек, но к концу года из них было отобрано 30 наиболее способных юношей и девушек. Затем техникум переводят в здание музыкального училища, и он переименовывается театрально-музыкальный техникум. Здесь его учат актерской профессии, знакомят с многими слагаемыми сценического искусства. Впервые он узнает о беспредметных и бессловесных этюдах, о «я» в предлагаемых обстоятельствах и многое другое, о чем он и не подозревал до поступления в театральный техникум.

Техникум сплотил молодых людей в единую семью, общность интересов и единство  целей сближали и объединяли их – таких  разных, непохожих друг на друга ни характерами, ни судьбами, ни жизненным опытом, но влюбленных в театр –  Гамида Рустамова, Абдурахмана Багаева, Ушкият Сафаралиеву и Хайбат Магомедову, Алима Курумова и Барият Мурадову, и Шахмардана Абдуллаева, Гаджиали Даниялова и Абдурагима Сагидов.

Их учителя Шатров Н.Т., Байков Б.П. и Бейбулатов Т. Вместе с другими специалистами по актерским дисциплинам прививали своим питомцам не только чисто профессиональные навыки, они воспитывали в них высокие гражданские, личностные качества. Они были ответственны во всем и служение искусству было для них высокой честью и долгом.

Во время летних каникул они все ездили по горным и плоскостным районам со своими студенческими работами, приобщая к театральному искусству все новые и новые села, которые до этого и слышать не слышали о том, что такое театр и как его надо смотреть.

Гамид Рустамов был один из самых активных, энергичных и деятельных студентов. Он никогда не отказывался ни от какой работы, во всем был в авангарде. Сочинял стихи, куплеты, частушки, сценки, интермедии, выступал во всех жанрах. Еще до окончания театрального техникума стал популярным и узнаваемым любимцем публики. Она сам вспоминал, что энергия так и выплескивалась из него.

К окончанию учебы Рустамов уже приобрел своих своих постоянных поклонников.

По направлению Наркомпроса Дагестана летом 1935 года Г. Рустамов едет в Москву и поступает на режиссерский факультет ГИТИСа. Середина 30-х годов – период формирования молодой советской режиссуры. Общение с величайшими мастерами русского сценического искусства, учеба с такими сокурсниками, как Г. Товстоногов, А. Гончаров, Н. Абалкин, И. Радун, которые в последствии составили целую эпоху советского театра и обозначили свои школы и направления в театральной режиссуре страны, общение с такими педагогами как И.А. Берсенев, В.Г. Сахновский, А.Д. Попов, Н.М. Горчаков, В.С. Смышляев, возможность  видеть такие спектакли МХАТа, Театра Вахтангова, Камерного театра, Малого и других московских театров в совокупности со всеми остальными объектами культуры помигли молодому, жаждущему знаний парню из Дагестана сформироваться в настоящую творческую личность.

Главным завоеванием Рустамова – режиссера, по признанию его самого, стало взаимопонимание режиссера и коллектива, без которого немыслима никакая по-настоящему творческая работа, что стало нормой в театре и в дальнейшем. Так начались режиссерские будни первого профессионального режиссера Гамида Алиевича Рустамова.

Режиссерские работы Г.А. Рустамова в Лакском государственном  музыкально-драматическом театре имени Э. Капиева

  1. «Рука друга» А. Назарова
  2. «Возмездие» Ц. Камалова
  3. «Куркли смеется» Г. Рустамова по М. Буттаеву
  4. «Белая ворона» Т.  Миннулина
  5. «Старые раны» Г. Рустамова
  6. «Пэпо» А. Сундукяна